Черепанова Нина Александровна, воспитатель МДОУ Детский сад № 5 «Петушок», П.г.т. Шерловая гора

Проект «У нас на грядке»

25 ноября [пн]

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «№5 «Петушок»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательский проект «У нас на грядке»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Воспитатель:

Черепанова Н. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Так как в дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.

Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на участке в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Поиск новых подходов для решения поставленных задач подтолкнул меня к идее создания этого проекта

Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес к опытнической и исследовательской деятельности детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, развитие познавательных способностей и формирование трудовых навыков через вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Задачи проекта:

Расширять знания детей о культурных растениях; Закреплять знания о строении растений; Формировать представления об особенностях выращивания культурных растений (лук, укроп, кабачок, картофель, свекла, морковь, помидоры, перец, редиска); Обобщать представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва); Систематизировать знания детей о значении воды в жизни всего живого; Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями; Обогащать словарный запас; Способствовать развитию творческих способностей у детей; Уточнять знания детей о труде людей весной, летом и осенью на огороде; Расширять представления об орудиях труда; Систематизировать знания о процессе посадки; Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности; Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.

Объект исследования – семена растений.

Предмет исследования – условия роста растений.

Материально-техническое обеспечение:

- оборудование для ухода за растениями;

- семена, рассада;

- грабли, лопатки;

- фотоаппарат;

- компьютер;

- магнитофон.

 

Ожидаемые результаты проекта

Для педагогов:

· Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

· Внедрение инновационных технологий.

· Самореализация.

Для воспитанников:

· Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивании растений в условиях Забайкальского края.

· Будут созданы необходимые условия для развития познавательного интереса, коммуникативных навыков у детей в процессе наблюдения за жизнью растений на участке и уходу за ними;

· Дети научатся правильно пользоваться орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями;

· С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

· С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

· У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

· Формирование у детей уважительного отношения к труду.

· Получить урожай: томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, баклажанов, картофеля, тыквы, кабачков выращенных самими дошкольниками.

Для родителей:

· Улучшение работы по взаимодействию с родителями;

· Повышение уровня экологического сознания;

· Повысится педагогическая компетенция родителей, они будут вовлечены в жизнь детского сада как участники образовательных отношений.

Принципы, реализуемые в проекте:

· Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

· Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

· Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

· Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

· Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

· Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие опытническая и исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдение, дидактические игры, беседы.

Речевое развитие чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно - ролевые игры.

Художественно- эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, театрализация, пение, хороводные игры.)

Социально- коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)

Физическое развитие (спортивные, подвижные игры, физкультурные минутки, пальчиковые игры.

Этапы работы над проектом:

1 этап. Организационно – проектировочный:

· определение идеи, цели, задач;

· планирование, подготовка и уборка огорода;

· подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений;

· создание огорода.

2 этап. Практический, реализация проекта:

· высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение;

· проведение с воспитанниками исследовательской деятельности;

· сбор фото материалов;

· отчет о реализации проекта.

3 этап. Заключительный, анализ результативности проекта:

· фотовыставка «Посадили огород, посмотрите что растёт»;

· выставка детских рисунков «Вырастили своими руками»;

· мультимедийная презентация проекта;

· урожай с огорода;

· ярмарка с выращеными овощами.

Этапы реализации проекта:

Мероприятия

Цель

Ответственные

1 этап – организационно - проектировочный

1 – 3 неделя мая

1.

Беседа с родителями

«Знакомство с

проектом».

Обсудить цели и задачи

проекта. Сформировать

интерес у родителей по

созданию условий для

реализации проекта.

Воспитатели

родители

2.

Разработка плана

реализации проекта.

Спланировать работу над

проектом по этапам.

Воспитатели

3.

Подбор и анализ

литературы,

информации с

интернет ресурсов об

овощах и способах их

произрастания в

условиях Забайкальского края.

Создать методическое

обеспечение проекта.

Воспитатели

4.

Подбор семян для

посадки на огороде,

приобретение

необходимого

оборудования.

Обеспечить практическую

часть проекта.

Воспитатели

5.

Консультации для

родителей

«Как приучить

ребёнка есть овощи»

 «Трудовое

воспитание ребёнка в

семье»

«Овощи и фрукты

-ценные продукты»

Просвещать родителей по

теме.

Воспитатели

6.

Подбор наглядно –

дидактических

пособий,

демонстрационного

материала.

Создать условия для

реализации проекта.

Воспитатели

2 этап – практический

4 неделя мая – 3 неделя августа

8.

Рассматривание книг,

энциклопедий

иллюстраций о

культурных

растениях.

Вызвать интерес к

растениям, желание

заботиться о них, углублять и

расширять знания о видах

растений.

Воспитатели

9.

Дидактические игры:

Лото «Мир растений»

«Волшебный

мешочек»

«Четвёртый лишний»

«Чего не стало»

«Что где растет»

«Во саду ли в огороде»

«Богатый урожай»

Расширение словарного

запаса, классификация

растений по месту

произрастания (различие

овощей и фруктов).

Воспитатели

10

Сюжетно-ролевые

игры : «На даче», «В

магазине», «Поливаю

огород». «У бабушки в деревне»

Развитие игровой

деятельности. Знакомство

детей с разнообразием

фруктов и овощей.

Воспитатели

11.

Беседа с детьми о

том, что такое огород

и что на нём растёт.

Расширять кругозор детей о

культурах растущих на

огороде

Воспитатели

12.

Рассматривание

семян через лупу,

увеличительное

стекло.

Дать понятие о том, что

форма и количество семян у

разных растений разное.

Воспитатели

13.

Экспериментальная

деятельность

«растение - земля»

Выявить свойства земли

(черного цвета, рыхлая,

сыпучая)

Воспитатели

14.

Практическая деятельность:

посадка семян

томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, картофеля, кабачков, огурцов.

Высадка рассады: томатов, перца,  кабачков, огурцов.

Вызвать интерес к

выращиванию огородной

культуры. Настроить детей

на длительный уход за

растениями и наблюдение за

их ростом

Воспитатели

15.

Разучивание потешек,

пословиц, поговорок,

песен, связанных с

огородом, овощами.

Познакомить с

фольклорными

произведениями, развивать

речь, фантазию.

Воспитатели

16.

Практическая деятельность:

посадка картофеля и моркови.

Вызвать интерес к выращиванию огородной

культуры. Настроить детей

на длительный уход за

растениями и наблюдение за

их ростом.

Воспитатели

17.

Опыт – наблюдение

за всходами и ростом

овощных культур.

Формировать умение детей

замечать изменения, которые

происходят у прорастающих

семян

Воспитатели

18.

Совместный с детьми

уход за огородом на

участке: полив,

рыхление земли,

прополка от сорняков,

уборка пожелтевших

листьев,

прореживание

моркови и редиса

Формировать у детей

элементарных знаний о

выращивании овощей на

огороде, в открытом грунте,

развитие познавательных

интересов, формирование

исследовательских навыков,

воспитание у детей умения

наблюдать, делать выводы.

Воспитатели

19.

Рассматривание

муляжей овощей и

фруктов, уточнение

формы, цвета

Формировать представление

детей об овощах и фруктах.

Воспитатели

20.

Экспериментальная

деятельность

«растение - человек»

Выявить насколько растения

нуждаются в уходе человека.

Воспитатели

21.

Труд в природе

Подготовить грядки на

участке к высадке томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, баклажанов, картофеля, тыквы, кабачков, огурцов

осуществить высадку, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

23.

Экспериментальная

деятельность

«растение - вода» (на

примере

выращивания лука)

Выявить насколько вода

необходима для роста

растений.

Воспитатели

24.

Употребление

выращенных плодов

«Наш урожай!»

Употребление выращенных

плодов, зелени.

Формировать интерес к

результату своего труда

Воспитатели

25.

Художественно -

эстетическое

развитие

«Лепка овощей с

использованием

природных

материалов»

Развитие продуктивной

деятельности детей, детского

творчества в художественном

конструировании;

Формирование трудовых

умений и навыков,

адекватных возрасту

воспитанников,

трудолюбия;

Воспитатели

26.

Художественно –

эстетическое

развитие

«Аппликация – консервируем овощи»

Развивать эстетическое

восприятие; Формировать

образные представления;

Развивать знания об овощах, способах их приготовления.

Воспитатели

27.

Открытое

мероприятие для

родителей «Овощи»

Повышать уровень

познавательной активности и

интеллекта ребёнка, интерес,

внимание к окружающим

предметам

Воспитатели

3 этап – заключительный.

4 неделя августв-1 неделя сентября

28.

Сбор урожая

Формирование трудовых навыков через сбор урожая на огороде в детском саду.

Воспитатели

29.

Оформление

выставки рисунков

«Вырастили своими

руками»

Вызвать положительные

эмоции, чувство радости.

Воспитатели

родители

30.

Фотовыставка «Чудо

на окне», «Посадили

огород, посмотрите

что растёт»

Отразить результаты

проектной деятельности в

виде творческих фотоколлажей родителям.

Воспитатели

31.

Развлечение «Осенние посиделки»

Создание условий для дальнейшего взаимодействия детей, их родителей и педагогов в рамках проекта.

Воспитатели

32.

Обработка и

оформление

материалов проекта в

виде презентации,

информационной

папки

Обобщение результатов

подготовленного материала

по проекту.

Воспитатели

Результаты проекта

· На участке дошкольного образования создан огород.

· Дети познакомились с культурными огородными растениями.

· У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.

· В результате практической и опытнической деятельности дети получили представления о необходимых условиях для роста растений.

· Дети увидели многообразие посевного материала.

· Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

· По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

· Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

· Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, по данной проблеме.

· За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

· Родители приняли активное участие в проекте «У нас на грядке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006.-144с. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О.Ф. Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.

2. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

3. Куцлак Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика- синтез, 2015. – 128 с.

4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

5. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

6. Павлова Л. Ю.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика – синтез, 2014.- 180 с.

7. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика- синтез,2016.-180 с.

8. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008. — 64 с.

9. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с.

f00f3110046a1732532604d29.jpg

f00f3110046a1732532639d44.jpg

f00f3110046a1732532674d66.jpg

f00f3110046a1732532705d47.jpg

f00f3110046a1732532743d56.jpg

f00f3110046a1732532773d14.jpg

f00f3110046a1732532799d46.jpg


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.